Двойственность — это Гармония взаимодействий. Инь и Ян (из книги Караулова А.В. «Азбука китайской медицины»)

Идея полярности, лежащая в основе всей китайской мысли — это «Инь» и «Ян».

Продолжая описание ключевых понятий, предлагаю ознакомиться с теми, которые отражают идею полярности, лежащую в основе всей китайской мысли, — это «Инь» и «Ян». У конфуцианского философа Дун Чжун-шу (ок. 179—104 гг. до н.э.) есть красивая фраза: «В космосе существуют эфиры Инь и Ян. Люди всё время погружены в них подобно рыбам в воде. Разница только в том, что воду видно, а эфиры нет».

Полярные представления о реальности наблюдались уже в эпоху Шан (второе тысячелетие до н.э.). Первоначально очень похожие друг на друга иероглифы обозначали соответственно теневую и освещённую стороны склонов горы, затем они стали указывать на северный и южный берега реки, облачное и солнечное состояние неба и т.д. И лишь потом они превратились в термины, выражающие натурфилософские категории, которые обозначают полярные феномены, аспекты любых явлений:

Инь — это то, что «скрыто» или менее проявлено. Ян — то, что «явно» или более проявлено.

В соответствии с этим распределились остальные мировые противоположности: тьма — свет, холод — тепло, малое — большое, внутреннее — внешнее, мягкое — твёрдое, слабое — сильное, негативное — позитивное, женское — мужское, презираемое — почитаемое, движение вниз (например, взгляд) — движение вверх, наказание — милосердие, закрытость — открытость и т.д. Этот ряд можно продолжать до бесконечности.

Основная сложность заключается в том, что понятия Инь и Ян практически не переводимы на европейские языки по той простой причине, что они использовались как определения и тем самым были связаны с определяемыми терминами. Значит, Инь и Ян не были самостоятельными членами предложения... Только в зависимости от области применения и контекста можно подобрать для них адекватные значения, например, в китайской медицине.

Если воспринимать Ци как Процесс, то Ян является активатором этого действия, а Инь, будучи пассивной противоположностью Ян, относится к некоему конкретному, структурирующему элементу данной метаморфозы, который воспринимая активность, приобретает способность к созиданию.

Если Ци записать в виде бинома — Инь-Ян, то он будет обозначать поляризованную Единую энергию, своеобразный баланс «сил», находящихся в нестабильном динамическом равновесии совокупности их параметров. Одно не может существовать без другого: Ян разреживает, доставляет, охраняет, согревает, высушивает; а Инь соединяет, питает, содержит, охлаждает, увлажняет. В техническом смысле — это качественные стандарты состава Ци. Если представить Ян как стимул, т.е. акцию, то Инь будет реакцией только благодаря которой, можно осознать наличие стимула.

Инь и Ян не есть части Целого. Они есть само Целое.

У чарующего даоса Чжуан-цзы есть фраза: «Разделение без отделения и есть Жизнь». Иными словами, Инь и Ян не есть части Целого. Они есть само Целое, не исчезающее из-за присутствия одного в другом. В трактате «Си цы чжуань» есть весьма оригинальное высказывание: «Неизмеримые Инь и Ян называются духом-Шэнь».

В трактате Чжоу Дунь-и «Объяснение чертежа Великого предела» есть фраза: «Великий предел приходит в движение и рождает Ян. Когда движение достигает [своего] предела, то наступает Покой. С наступлением его рождается Инь. Когда покой достигает предела, то снова возникает движение». Покой и движение —это две неразрывные фазы одного процесса. Современным людям непонятно, откуда в покое берётся движение.

Инь — это сокрытое, непроявленное, оттого только кажется, что в нём ничего не происходит.

Но там, как в чреве матери, вызревает, накапливается, соединяются «части», и при достижении кульминационного момента возникает движение. Вспомните точки противоположного цвета на полях монады — это и есть «зародыш» Ян (движения) на чёрном «иньском» фоне и Инь (покоя) — на белом «янском». По поводу цветов монады могу сказать, что «иньское» поле вообще не может иметь цвета, а чёрный (не синий, как иногда изображают) наиболее подходящий для того, чтобы как-то обозначить непроявленную и тёмную бездну.

Закончить описание двойственности Инь и Ян хочу словами Чжоу Дунь-и: «То движение, то покой — их чередование является его [Великого предела] основой. Посредством этих действий устанавливается разделение на Инь и Ян — на пару образов. Ян изменяет, а Инь соединяет, и отсюда рождаются Вода, Огонь, Дерево, Металл и Почва (т.е. Пять элементов. — А.К.).

 

Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.

Запишитесь на приём
Задаем вопрос и получаем скидку в 500 рублей