Подагра – расплата за страстность

Общие сведения о подагре

Если верить историческим слухам, то именно Гиппократу приписывают слова, что подагра – это болезнь, которая проявляется ночью между воскресеньем и понедельником.  Правда, дни недели во времена «отца медицины» имели другие – планетарные – имена, но суть ухвачена оригинально: в воскресные дни чаще всего люди обильно ели, употребляли много спиртных напитков, меньше двигались и много хвастались.

В европейских языках слово «podagra» закрепилось без перевода с древнегреческого, в котором означало «нога в капкане». Таким образом, с незапамятных времён стало считаться, что подагра как яркое и яростное проявление может быть связана с ногами. Мало того – только с первым пальцем стопы. Но специалистам, знающим английский язык, известно, что та же «podagra», уже как заболевание многих суставов, например голеностопных, запястных, пальцев, обозначается иначе – «gout». Об особенностях этого термина речь пойдёт в конце текста.

С точки зрения современной медицины «подагра» – это тяжелейшее системное заболевание суставов, связанное с нарушением пуринового обмена и снижением скорости выведения мочевой кислоты. Вследствие этого происходит отложение солей мочевой кислоты и появляются острые, стойкие боли в суставах с воспалением и образованием подагрических узлов (тофусов).

Считается, что подагра возникает на фоне полного здоровья. По данным ВОЗ до 12% населения Земли страдают ею. В разных странах проценты отличаются, но общая тенденция указывает на расширение проблемы. 

Подагра чаще поражает мужчин (амбициозных или гордецов), начиная со среднего (30 лет) возраста, а женщин – после окончания менструаций (когда истощается количество эстрогена, снижающего уровень мочевой кислоты).

Приступ подагры длится 5–7 дней. Потом симптомы исчезают, и человек может полгода-год ничего не чувствовать, считая себя абсолютно здоровым. Но затем, после провоцирующего фактора (переедания, употребления большого количества мясных продуктов, алкоголя, физической перегрузки, зачастую на фоне общей гиподинамии, стрессовой ситуации) у пациента вновь возникает типичный артрит. Провокаторами приступов могут быть также ацетилсалициловая кислота и мочегонные препараты.

Несмотря на заявление, что болезнь хорошо исследована, эффективных лекарств пока не существует. Основным рекомендуемым и результативным средством является аллопуринол.

Этот препарат, нарушает синтез мочевой кислоты, уменьшает концентрацию её солей в жидких средах организма и моче. Это действие способствует растворению уже имеющихся уратных отложений и предотвращает их последующее образование в тканях и почках.

Все остальные медикаменты: колхицины, кортикостероиды и нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП) дают краткосрочный эффект. А при длительном применении вызывают желудочно-кишечные реакции, кожные высыпания, даже почечную недостаточность. Может быть, поэтому считается, что подагра не лечится.

Заболевания суставов в ТКМ

В традиционной китайской медицине (ТКМ) с термином «подагра» тоже не всё так просто. Это заболевание обозначается иероглифами «тун фэн» и переводится как «боль и ветер». У идеограммы «фэн» может быть значение «продуть на ветру», «токсины», «воспаление».

В свою очередь, «тун фэн» как заболевание относится к обширному «Би-синдрому». «Би» в переводе – «онемение» или «ревматизм». Сутью «онемения» является «препятствие», «Застой».

В «Су вэнь» сказано: «Если патогенные Ветер, Холод и Сырость вторгаются вместе, это приводит к обструкции каналов и называется Би». Другими словами, вследствие вторжения Внешних Ветра, Холода, Сырости с последующими блокировками и Застоем их Внутри возникает Би, где «обструкции» – Застою – подвергается, в первую очередь, Ци а потом и Кровь.

Таким образом, полным набором явлений, формирующих подагру будут, во-первых, Внешние причины для возникновения любых артритов, обусловленные общим Недостатком Ци.

Здесь ведущая роль отводится Защитной энергии Вэй Ци, которая имеет характеристику Ян. Если Вэй Ци слаба, то Внешние патогенные факторы – Ветер, Сырость, Холод – беспрепятственно проникают в организм. Попав внутрь организма, они (патогенные факторы), блокируют перемещение Крови, потому что Ци как двигатель Крови Недостаточно сильна. Это, в свою очередь непременно всегда и везде вызовет боль от возникновения «препятствия». Симптомами будет ломота в теле как при начале простудного заболевания. Кому-то не повезёт, и боль будет в суставах. Как один из вариантов – это остеоартрит (ОА).  

Во-вторых, ни артрозов, ни артритов не возникнет, если не будет Внутренних условий Пустоты Цзин Почек. Если это происходит, то путь открыт до костей и суставов, потому что Почки уже не в состоянии полноценно питать и контролировать их деятельность.

Цзин Почек содержит в себе генетическую, эпигенетическую информацию, и Слабость её начинается ещё с родителей: образа жизни, принципов метаболизма их организмов и реакций на стрессы. Если сравнивать с современной статистикой, где 90% возникновения подагры связывают с неспособностью почек выводить ураты с мочой и только 10% с генетическими особенностями, то в китайском варианте – это все 100%!

В-третьих, Внешние Холод и/или Сырость приведут к Застою Ци. Нарушение её циркуляции, рано или поздно, создаст условия к Застою Крови. При Застое Крови прекращается нормальное питание тканей, костей и суставов в том числе.

При Застое Ци будут мигрирующие, проходящие боли без отёков и изменения цвета покровов тела. А при Застое Крови явно нарушается метаболизм жидкостей. Боли будут всегда локальными, точечными и острыми.

Эта комбинация Застоев (Холода, Сырости, Ци, Крови) формирует вполне реальные условия для накопления болезнетворных микроорганизмов, а потому не может не возникнуть воспаление (и не только в суставах) с метаморфозами цвета.

В-четвёртых, необходимым знанием для точного назначения препаратов является представление о конституции пациента и образе его жизни. Все мы разные. А значит, одними и теми же болезнями болеть будем по-разному.

Есть ещё и пятое условие (самое главное), но о нём позже.

Классификация Би-синдромов

Если Би «Ветра-Холода-Сырости» не будет излечён на Наружном уровне, то болезнь пойдёт в один из органов. Это значительно более тяжёлое состояние, плохо поддающееся лечению, имеющее ещё название «Би пяти тканей».

Согласно теории «Пяти элементов» любое состояние не может не развиваться, значит, проникать в соответствующие Цзан-органы. При проникновении в сами Почки возникнет «Би Почек», в Печень – «Би сухожилий», в Сердце – «Би кровеносных сосудов», в Селезёнку – «Би мышц», в Лёгкие – «Би кожи». Часто Сухожильный и Костный Би объединяются в «Би-Инь» («Би органов Инь» – соответственно Печени и Почек.

Клиническая дифференциация будет представлена шестью типами:

1. Блуждающий Би (Ветер). Основным отличием от других является отсутствие чёткой локализации, мигрирующие боли, сопровождающиеся отвращением к ветру.

2. Болезненный Би (Холод). Очень сильная, фиксированная, боль, ухудшающаяся на холоде и облегчающаяся теплом.

3. Фиксированный Би (Сырость). При этом будет боль с местным отёком и онемением, усиливающимся при облачной и дождливой погоде.

4. Тепловой Би (Жар). Артралгия с местным покраснением, отёком. Может сопровождаться лихорадкой, потливостью и жаждой.

5. Би Застоя Крови. Хроническое состояние. Артралгия с отёком багрово-тусклого цвета, ригидностью.

Прихотливые (долевые) комбинации Холода с Сыростью приводят к накоплению Тепла, которое, «расплавляя» ткани, легко «производит» собственную Сырость, и образуется Влажный Жар. Каждая по отдельности из вышеприведённых причин может быть отягощена Застоем Крови.

Последовательность возникновения заболеваний суставов можно описать по-другому.  В организме существуют смазывающие материалы. В китайской медицине они называются Влагой. В суставах – это вязкая синовиальная жидкость. По сути она во многом схожа с плазмой крови. Это неинертное (динамическое) соединение жидкокристаллических и белково-полисахаридных структур.

Если к нормальной, но густой синовиальной жидкости добавить погодную влажность или холод, образ жизни и генетику, то их сочетание образует метаболический застой – Избыток, который закономерно стоит называть Внутренней Сыростью с характерным признаком – отёком, иногда с болью.

 Из уроков физики известно, если жидкость с растворёнными в ней веществами нагреть или выдержать во времени, то при испарении или сгущении вместо подвижной среды образуются твёрдые кристаллы тех субстанций, которые были растворены в ней. Именно сочетание Влажного Жара с Застоем Крови во все времена называлось «ногой в капкане» – «подагрой».

Остеоартритные деформации и разного вида отёки суставов могут быть при типах 2, 3, 4 и 5. Покраснение – при четвёртом типе. Багровость – при пятом.

Что не учитывает современная медицина

У китайского иероглифа «фэн» есть значение не только «продуть на ветру», но и «нести, получать информацию». В буддийской индо-тибетской медицине под Ветровой информацией подразумеваются «желания» и «привязанности».

Люди хотят иметь хорошие условия жизни, образование, престижное место работы, соответствующее собственным представлениям о себе, активное движение по карьерной лестнице, много денег, обилие вкусной еды и напитков, уютный дом, красивую жену или непьющего и работящего мужа, детей (особенно послушных), мир в семье и много того, что даже представить трудно. Однако, когда нет того, чего хочется (а хочется всего, сразу и лучше, чем у соседа), это приводит к психическому возбуждению, что, в свою очередь, вызывает дисбаланс ритма Гармонии.

          Желание – мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения, где мотив – это довод в пользу избираемого действия. Мотивационные состояния мобилизуют сознание на принятие конкретного решения, поиск соответствующих «инструментов» для достижения цели.

Как ни удивительно звучит, но потребность (желание) всегда отрицательна, разрушительна по отношению к организму! Только высокая вероятность её реализации (что бывает далеко не всегда) порождает положительные эмоции! Если же есть только не поддерживаемые реальным действием (из-за отсутствия механизмов осуществления) потребности, то вероятность удовлетворения желаний будет низкая. Это приведёт к возникновению отрицательных эмоций (например, самых ранних – беспокойства и неудовлетворённости). А при длительных «упражнениях» с желаниями – к душевным травмам, соматическим болезням и эпигенетическим меткам в ДНК, которые могут влиять на психологическое и физическое состояние будущих поколений.

Направленность сознания на создание желаемого положения дел называется стремлением. Стремление с более отчётливым представлением о необходимых средствах и способах действия демонстрируется намерением.

          Древние люди из набора внешних проявлений природы (Ветер, Сырость, Холод, Сухость, Жар) аналогом любого движения логично выбрали Ветер. Обратите внимание, на каких словах был сделан акцент в предыдущих абзацах: «амбиции», «поиск», «создание», «стремление», «бурные переживания». Они достижимы только благодаря некой подвижности, то есть Ветру! В психологическом смысле все они относятся пока только к неовеществлённому желанию.

В европейские языки, например в английский, слово «passion» попало из древнегреческого и образовано от «πάθος» (пафос)[1]– «страдание», «горе», «несчастье», «болезнь», «страсть».

По определению Зенона Китийского (древнегреческого философа, основателя школы стоиков [ок. 334 г. – ок. 262 г. до н.э.]) «страсть» означает «импульс души», беспорядочный и излишний, который, когда-то будучи естественным, стал неконтролируемым, непослушным разуму и, следовательно, противным природе.

Цицерон (древнеримский политик, оратор, философ [106–43 гг. до н.э.]) высказывался так: «Все страсти являются болезнями, и […] их жертвы страдают умственными недугами. Они составляют патологические расстройства личности. [То есть] мудрый человек стремится к апатии[2] – уничтожению страстей».

Китайские мудрецы, например Лао-цзы, считали, что «цин» – страсть/чувство не только мешает покою сознания для постижения Дао и самого себя, но и бессознательно влияет на ровное протекание процессов внутри организма, значит, вызывает болезни.

Сейчас редко используется слово «страсть», но в русском языке оно есть издавна. «Страсть» – общеславянское слово, оно восходит к той же основе, что и глагол «страдать» – «стараться», «добиваться» и образовано переводом того же древнегреческого пафоса. Она – высшая разновидность желания – стойкая эмоциональная тяга к некоему объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными чувствами и стремлениями.

Страсть привязывает человека к себе и придаёт соответствующую направленность всей его деятельности. Состояние страсти остро и бурно переживается, доходя до маниакальности. Чем больше страстного желания, тем интенсивнее проходит любая эмоция! И диапазон эмоций может быть от полной эйфории до глубочайшего уныния.

Страсти в прямом смысле слова «иссушают душу»[3], делая её чёрствой до безнравственности. Человек зацикливается на предмете своего вожделения, возводя в культ, который овладевает настолько сильно, что страдалец даже не обращает внимание на здоровье лишь бы добиться желаемого и, как правило, любым путём.

Анализируя пульсовые характеристики «страстных» людей, можно сказать, что «высыхание» происходит и с Ци, доводя её до скудости – состояния Пустоты. К сожалению, страсти разной интенсивности всегда «под рукой»: участвуют во всех действиях, событиях, выводах, влияют на принятие решений и физиологическую деятельность организма.

Подагра и психосоматика

В 1810 году был придуман термин «психосоматика», с помощью которого до сих пор пытаются объяснить, каким же образом эмоции портят тело. И.П. Павлов, создатель науки о высшей нервной деятельности свою речь при вручении ему Нобелевской премии в 1904 году закончил такими словами: «В сущности нас интересует в жизни только одно – наше психическое содержание […]». Будучи материалистом и экспериментатором с головы до пят, он резко отрицательно относился к отрыву психики от соматики.

Таким образом, если ориентироваться на мудрецов всех времён и народов, то изначальной причиной всех телесных недугов является нарушение спокойствия духа под воздействием страстей.

Взгляд буддийской медицины на подагру

В данном тексте при описании симптомов подагры с точки зрения китайской медицины были представлены пока только Внешние (природные) патогенные явления как причины и часть Внутренних условий – Недостаток Ци. Если ориентироваться только на них, то эффект от лечения будет недостаточным в том плане, что у пациента будут случаться новые приступы.

Дело в том, что к Внешним факторам помимо погодных условий следует относить и образ жизни, вредные привычки, профессиональную деятельность. Под Внутренними подразумеваются полиморфизм генов, эпигенетические метки в ДНК и образ мыслей индивида, влияющий на них. В данном контексте нас будут интересовать именно страсти.

Для того чтобы приблизиться к пониманию не учитываемой европейцами «грани» (страстям), нужно познакомиться с некоторыми принципами буддийской медицины.

Буддизм, проникая в Китай, внёс значительный – и не только философский – вклад в понимание сути болезней и местные способы лечения. Он активно перерабатывался ранними даосами. Несмотря на то, что «новое» проходило китайскую ассимиляцию, всё бережно сохранялось.

К сожалению, по непонятным причинам не только философы, но и лекари перестали использовать некоторые данные (касательно Ветра в том числе). Во всяком случае его аспекты, известные в индийском и тибетском буддизме, не упоминаются публично. 

В аутентичной буддийской медицине желания (страсти) относились без дифференциации на Наружный и Внутренний просто к Ветру. А это, на мой взгляд, – самый главный провокатор всех болезней. Как сказал Дилго Кхьенце Ринпоче (1910–1991), философ, поэт, один из ведущих учителей современного тибетского буддизма: «Если этот Ветер взять под контроль, он родит мудрость (рассудительность, как минимум, – А.К.). Если его не контролировать, он порождает обычный ум вместе с его ядами».

Таким образом, страсти, являясь нейрохимическим продуктом, вследствие своей чрезмерности или длительности присутствия меняют биохимический состав крови. Другими словами, буддисты считают, что избыточная активность страстей является «ядом», который начинает отравлять мозг и тело, готовя их к болезням.

Вдобавок следует уточнить, что с точки зрения физиологии человека динамика «буддийского» Ветра соразмерна катаболическим процессам (расщепление веществ и преобразование их в энергию) в организме. Если Ветра слишком много, то последствия будут как после урагана. Если мало, то застойное болото.

Некоторые химические элементы (например, гормоны) тоже соразмерны Внутреннему Ветру. Неадекватная гормональная активность сбивает с толку вегетативную нервную систему (ВНС), а значит, и органы, которые она контролирует. В первую очередь, те, что являются по сути «сухими» как Ветер – нервы, кости и активно движущиеся (суставы).

Вместе с описываемым китайцами Недостатком Цзин Почек, именно «буддийский» Ветер в виде желаний, стремлений и надежд абсолютно незаметно и отличным от китайского способом создаёт условие для Недостатка Наружной Вэй Ци. Ослабление её, в прямом смысле, открывает путь внутрь организма наружным патогенным факторам – Ветру, Холоду, Сырости. А потом и подагрическому Влажному Жару.

В современной западной литературе, пытающейся описывать психосоматическую природу подагры упоминается эмоция «гнев» и его синонимы. Это справедливо, но только отчасти.

Если не учитывать «вялые» разновидности гнева, то он – яркая «горячая» эмоция, присущая Печени, значит, в первую очередь, тревожащая именно её. К Печени же относится и китайский Внутренний Ветер. Подагра первого пальца стопы действительно будет связана с Влажным Жаром Печени, потому что канал её начинается именно там. Но чтобы до такой степени «разогреть» Печень, а болезни повредить ножной Инь-канал, нужны, как минимум, Время до возникновения страданий (средний возраст у мужчин или серьёзные возрастные гормональные изменения у женщин). Или мощные, длительно провоцирующие факторы, особо влияющие на мозг, нервы, пищеварение, кровь, Печень, Почки, например ожирение, диабет и алкоголь.

Гнев никогда не возникает на пустом месте. Это спонтанный, ослепляющий взрыв, как прорвавшийся гнойник, возникший от переполнения имевшимися ранее другими страстями или действиями.

Разница между страстью и гневом заключается в том, что у первой есть цель. Пусть призрачная, но всё же. У гнева цели нет – он результат (чаще неудачи и/или слабости).

Обязательно должна быть соответствующая конституция человека, на которую «наложатся» страсти – желания и привязанности… Дальше – по описанной цепочке вплоть до подагры и необязательно первого пальца стопы.

Современные специалисты, интересующиеся психосоматикой, к сожалению, не учитывают, что, во-первых, «привязывание» Влажного Жара только к Печени со всеми атрибутами классической подагры – это следствие описанных процессов и далеко не первого порядка. Во-вторых, как они объяснят подагру других суставов, не связанных с каналом Печени и гневом?

Если не разобраться с обилием и сложностями «отравляющих» Ветров и продуктами питания, то действительно справиться с «ядом» «горячей» подагры будет невозможно. К слову сказать, если доза современного аллопуринола адекватна состоянию, то никакой специфической диеты не требуется.

Теперь вернёмся к началу текста и сравним буддийский взгляд на страсти со словом «gout». Оно было образовано от латинского «gutta» – «капля», «слеза». В Европе этот термин стал использоваться, начиная со второй половины XIII века. Произошло это после того, как наблюдения наконец привели к некоторому пониманию процесса: физические изменения стопы как-то связаны с ментальностью страждущего. А образ округлости подагрических тофусов стал ассоциироваться с огромными «каплями» испорченного (ядовитого?) нрава, ублажения себя и, возможно, капающими от боли слезами.

Когда подагру называют «болезнью изобилия», присущую аристократам и царям, то всегда забывают о том, что термины «богатство», «достаток» имеют не только образ великолепия, благополучия, пищевых излишеств, но и культурный, мировоззренческий характер с оттенком «гордыни» – злейшего врага человека.

У английской писательницы Фанни Берни в романе «Камилла» (1796) есть замечание: «[…] Таково было состояние его души, что обычные недуги серьёзно усугублялись приступом подагры». Так что Европа когда-то, хотя бы теоретически, была на пути к правильному пониманию этого недуга. 

К сожалению, чем ближе к старости, то по законам буддийской медицины Ветра всех категорий в организме накапливается всё больше. Цзин Почек истощается с известными в китайской медицине последствиями… Как показывает практика, даже если человек жил идеальной жизнью, он не застрахован от «сухих» симптомов Ветра в старости. В нашем контексте – от тугоподвижности и скрипучести суставов.

Только с учётом очень сложного процесса приведения в порядок эмоций – усмирения Ветра страстей, с использованием восточных методов диагностики – можно предвосхитить возникновение последних стадий и не доводить до жёсткого и пожизненного приёма не самых простых химических препаратов.

Выводы

Остеоартрит (ОА) – это дегенеративное заболевание суставов, приводящее к боли, снижению качества жизни и негативным социально-экономическим последствиям. С современных позиций ОА рассматривается как метаболическое заболевание суставного хряща, обусловленное несбалансированностью процессов репарации и деградации хрящевой ткани.

С китайской точки зрения ОА – это комбинация взаимоотношений Внешних патогенных факторов (Ветра, Холода, Сырости) и Внутренних условий (Пустоты Вэй Ци как части Ян организма и Цзин Почек), которые вызывают Застой Ци и Крови.

Подагра является самой распространенной формой воспалительного артрита и следствием стойко повышенных уровней уратов и отложения провоспалительных кристаллов моноурата натрия в суставах. Считается, что в современной медицине для остеоартрита и подагры установлены сходные локализация, предрасполагающие и генетические факторы. 

Китайская медицина тоже видит определённую последовательность в переходе Би Ветра-Холода-Сырости к Влажному Жару с Застоем Крови, то есть подагре. А также генетическую Слабость, заложенную в Цзин Почек.

Таким образом, исключительно крайние, фактически запущенные стадии фиксируются западной медициной и относятся к классической подагре. Именно поэтому считается, что болезнь возникает на фоне полного здоровья и происхождение её не понятно. Этапы, когда «зреет» заболевание (ещё в виде остеоартрита) в современной медицине не учитываются.

Даже если есть генетическая предрасположенность, то, осуществляя эпигенетически превентивные меры, можно избежать значительных проблем со здоровьем.

Для западного мира болезнь – это несчастье, пришедший со стороны незваный, злобный враг, которого нужно изничтожить любым способом и в кратчайший срок. К сожалению, без учёта предыстории, тонких характеристик патогена, возраста, сроков восстановления. Полем битвы будет собственный организм.

Помня про силу вездесущих страстей, неумение или неготовность усмирять их (хотя бы снизить «градус» амбиций и гордыни) зреют основные условия, когда болезни, в частности подагра, побеждают.

В Китае любая болезнь – это возмездие за собственные желания и деяния. Назначать виновника, кроме самого себя, обижаться на жизнь не продуктивно.

Любые отклонения от психофизиологических норм Гармонии нарушают равномерный поток Ци жизни. Если осознать свою неправоту, то может появиться возможность исправить Путь. Времени и затрат для этого не жалко.

 

[1] В современном понимании «пафос» – это приём, вызывающий сильные чувства или переживания.

[2] В данном случае наиболее точно подходит первоначальное значение философского понятия, обозначающее отрешение от всех страстей, бесстрастие, невозмутимость, безразличие, освобождение от чувства страха и проблем окружающей действительности.

[3] Ветер имеет природу «Сухости».

 

Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.

Запишитесь на приём
Задаем вопрос и получаем скидку в 500 рублей