Универсальная субстанция мироздания. Ци (из книги Караулова А.В. «Азбука китайской медицины»)

Среди категорий китайской культуры нет ни одной столь важной для понимания, как Ци. Иероглиф «ци» переводится как воздух, газ, эфир, дыхание, пневма, дух, материя. Этимологически иероглиф «ци» представляет собой изображение пара, поднимающегося над рисом [скорее всего — жертвенным]. Уже одно то, что в иероглифе заложены значения как «духа», так и «материи», свидетельствует о том, что мы встретились с чем-то загадочным и достаточно странным: ведь в нашей культуре дух и материя — это понятия разного порядка. Да и в китайском языке, наверняка, можно найти иероглифы, чтобы разъединить эти понятия. Однако этого не произошло, и не случайно.

«Ци» — понятие весьма многозначное, но в философском смысле — это, в первую очередь, универсальная субстанция мироздания. Ци присутствует во всех вещах и явлениях, различие которых состоит в разной степени её сгущения и разреженности.

При зарождении феноменального мира Ци находилась в неоформленном, недифференцированном, бескачественном состоянии — это Первичная, Прежденебесная[1], Изначальная, Ци (Юань Ци). В зависимости от функций, выполняемых в организме, она преобразуется в другие виды Ци, отличающиеся качествами, местом расположения, скоростью перемещения, плотностью. В вещах Ци предстаёт уже в оформленном, конкретном виде. Несмотря на такие метаморфозы в любом своём состоянии — как в неоформленном, так и в оформленном — Ци остаётся по сути той же.

Было бы неверно истолковывать понятие Ци как идеальное или как материальное начало. Это чисто европейское представление о вещах и явлениях. В таких категориях китайцы не мыслили. Очень условно Ци можно было бы определить как информационно-духовную, энерго-материальную субстанцию, проявляющуюся в разных формах. Значит, между духом, энергией, веществом, сознанием, информацией и материей нет и не может быть непреодолимой грани. Это не более чем разные состояния, модусы единой субстанции...

Прерывая философское повествование, опишем какие виды и функции Ци удалось описать китайским медикам. Духовная сущность Ци будет представлена ниже, а пока только основные энерго-информационные функции Ци:

Корнем всей Ци является Юань Ци (Изначальная Ци). Она является весьма разреженной Прежденебесной динамической силой, передаваемой от родителей и хранящейся в Почках. В процессе жизни она участвует в производстве других видов Ци, пробуждает и мотивирует активность всех органов и процессов в них.  Китайцы считают, что человек жив до тех пока в запасе у него есть Юань Ци. Сказать можно и по-другому: даже цветущий с виду человек умрёт, если его Юань Ци израсходована.

Для того чтобы Ци человека отвечала всем запросам организма, Юань Ци должна принять участие в 3-х стадиях своего формирования.

1 этап. Преобразование продуктов питания и воды в Гу Ци (Ци Пищи). Это самая грубая, промежуточно-сырьевая предформа Ци, которая в таком виде ещё не используется организмом, но является главным компонентом для дальнейшей выработки всех остальных видов Ци и Крови.

2 этап. Полученная Гу Ци поднимается Селезёнкой в Лёгкие, где смешивается с вдыхаемым воздухом. В результате возникает комбинация, полученная из двух сред: Неба –– воздух и Земли –– пища (очень важные категории для китайских философов) и называется Цзун Ци (Смешанная Ци или Грудная Ци). Она более разрежена по сравнению с Гу Ци. Обеспечивает дыхательное движение, участвует в формировании крови и функции кровообращения, помогает Лёгким и Сердцу перемещать по организму как Ци, так и Кровь. Тесно взаимодействует с Юань Ци, решая энергообмен между Верхом (Лёгкими, Сердцем) и Низом –– Почками. Лёгкие и Сердце отправляют Цзун Ци и Кровь к Почкам для их питания и выполнения собственных функций. А Почки поднимают Юань Ци к Лёгким для осуществления дыхания, к Сердцу для «управления пульсом», то есть кровообращения без застоя и создания силы голоса. Цзун Ци регулирует температуру тела и определяет активность конечностей.

3 этап. Конечная стадия преобразования, утончения Цзун Ци и превращения её в Чжэнь Ци (Истинную Ци).

Состоит из 2 форм:

Вэй Ци (Защитная Ци) –– образуется из пищи и воды в Желудке с участием Почек (Юань Ци) при переработке в Гу Ци, распространяется Лёгкими. Это мутная, сильная и скользкая форма Чжэнь Ци. Плотность и быстрота движения не позволяет Вэй Ци проникнуть в каналы, поэтому она течёт в поверхностных слоях кожи и органов, согревая, частично питая кожу и защищая тело от Внешних патогенных факторов. Относится к Ян.

Ин Ци (Питающая Ци) –– самая изящная, прозрачная, тонкодисперсная (поэтому имеет синоним Жун [Светлая] Ци) по сравнению с Вэй Ци, хотя происходит из того же источника. Она участвует в переработке питательных веществ, производстве крови, транспортировке её по кровеносным сосудам и каналам.  Относится к Инь.

Нужно понять, что деление на фазы весьма условное потому, что все процессы происходят одновременно. Например, первые 2 этапа искусственно выделены из третьего. Этот вывод вытекает из того, что помимо описанных видов и функций Ци каждый орган имеет свою Ци, например, Ци Сердца, Ци Лёгких, Ци Печени и т.д., которые осуществляют эти этапы.

Возвращаемся к философии. Как нелегко описывать рафинированные энерго-информационные формы, также непросто без специальных физических формул представить Ци, оценивая её, как только материальную вещь. Хотя каждая вещь в нашем материальном мире есть Процесс превращений Ци. К примеру, гора. Кажется, что она вечна и неизменна. Но ведь и она когда-то возникла и постепенно стареет, выветривается и, наконец, превращается в песок, а потом и в пыль — своеобразный тлен горы. А потом в ходе геологических процессов из этой пыли может возникнуть новая гора. Всё в мире есть движение Ци.

К сожалению, современный ум — и не только европейского склада — уже давно потерял всякую ориентацию в подобных понятиях и явлениях. Так что такие определения и выводы для него мало что проясняют. Например, не отрицается единоначалие льда и пара, но ведь абсолютно непонятно, как из ничего (невидимых космических газов — водорода и кислорода) возникает нечто (вполне ощутимая, очень привычная «простая» вода и человек [на 80% состоящий из неё!]).

В нахождении оригинальных примеров подобных перевоплощений я далеко не одинок... Ещё в I веке новой эры жил вольнодумец Ван Чун (27–97 гг.), один из крупнейших материалистов древности. Будучи могучим эрудитом он опровергал признанные авторитеты, доказывая ложность устоявшихся взглядов. Не было почти никого из крупнейших мыслителей прошлого, в чьих рассуждениях он не нашёл бы ошибки или логической неувязки. Таким образом, находясь на своём уровне знаний о природе вещей, пошёл гораздо дальше современных ему и более ранних мыслителей. В главе «О смерти» своего трактата «Критические рассуждения» («Лунь хэн») он писал: «Человек порождается духовной Ци (Шэнь). Это процесс сгущения, т.е. воплощения в Ци (в этой цитате сжато представлен сценарий материализации Ци, принятие ей телесной формы. — А.К.). И возвращается в него (в Шэнь. — А.К.) со смертью. Это процесс разрежения Ци.

Ци создаёт человека подобно тому, как вода рождает лёд. Вода, затвердев, становится льдом; дух, сгустившись, становится человеком. Растаяв, лёд превращается в воду, а человек со смертью вновь [становится] духом [Шэнь]». В этом отрывке Ван Чун описывает метаморфозы зримых и незримых форм. Результат одного из превращений красиво и лаконично сформулировал ханьский государственный деятель и литератор Цзя И (201–169 гг. до н.э.): «Ци становится телом».

Некоторые европейские специалисты, практикующие китайскую медицину, считают Ци энергией. Значит, для них фраза касательно Ци будет звучать так: «Всё есть энергия. Материя — только её врéменная, уплотнённая форма».

О Ци можно говорить бесконечно, но базовую часть её описания хочу закончить словами, принадлежащую далеко не древним дремучим людям, а физикам начала XX века А. Эйнштейну, Н. Бору, В. Гейзенбергу, Э. Шредингеру — создателям квантовой теории. На определённом этапе своих исследований, не сговариваясь, они пришли к выводу: «Если мы проникнем в сокровенные глубины материи, то увидим, что там она превращается в энергию. Если мы опишем это математически, то окажется, что материя вообще не материальна! Физическая Вселенная не является физической. Она возникает из поля более тонкого, чем сама энергия; из поля, больше похожего на информацию или сознание».

 

[1] В медицинских трактатах Прежденебесной Ци может называться то, что было до рождения (Ци переданная от родителей). Считаясь «сокровенной», может именоваться Цзин. А та Ци, которая производится после рождения (в большей степени из продуктов питания, в меньшей степени – воздуха) называется Посленебесной Ци. Она в течение жизни частично пополняет Прежденебесную Ци, расходуемую безвозвратно.

 

Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.

Запишитесь на приём