Сложное вещество Кровь (особенно женская)

Ретроспективный взгляд на кровь

С того момента как человек первый раз увидел вытекающую из него красную жидкость, он стал всем своим естеством ощущать её ценность и наделять различными возвышенными качествами.  У всех народов мира кровь выступала символом души, жизненных сил, возрождения, обителью страстей, добрых духов или божественных эманаций. В христианстве пролитая кровь Христа считается обладающей силой спасения.

Древние китайцы тоже считали кровь признаком жизни (но обращали внимание на её достаточность и качество движения, соотнося это с основой здоровья), клятвы (ею смазывали рот как ценным материалом, скрепляющим слова) и местом пребывания Духа человека. В результате тело, рождающее кровь, и кровь, питающая тело, стали обозначать психофизическое Единство.

Функционально понятие «кровь»[1] как в традиционной китайской медицине, так и в западной во многом схоже, особенно тем, что и та, и другая считают селезёнку, печень и почки кроветворными органами. 

С точки зрения современной медицины в пренатальный период до 21–22-й недели селезёнка и печень плода отвечают за продукцию клеток крови. Далее эту функцию берёт на себя костный мозг. Селезёнка же перестаёт производить кровяные клетки к 30-й неделе, а печень — ещё ближе к моменту рождения.

О пренатальном периоде функционирования Селезёнки китайцы ничего не писали и не учитывали её как орган кроветворения. А вот после рождения участие Селезёнки в иммунологии, фильтрации крови, обмене веществ, китайцы, опираясь на наблюдения, опыт и результаты лечения, пусть иносказательно и фрагментарно, но описывали. Времени для понимания деятельности органов, включая Селезёнку как самый загадочный из них, у китайцев было достаточно — веков двадцать, как минимум.

Этот текст не позволяет глубоко погрузиться в рассуждения на тему мироздания с точки зрения китайской философии. А потому придётся просто согласиться с тем, что Ци (в широком смысле) является единственным материалом для формирования как Вселенной, так и человека. Значит, его тело и Кровь могут быть сгущенными формами только этой Ци.

Несмотря на единое начало, Кровь (по-китайски звучит «сю́э») и Ци (в узком смысле как поток энергии различных видов) отличаются друг от друга. Кровь относится к Инь, а Ци относится к Ян. Кровь, обладая увлажняющим свойством, считается «Матерью» Ци, потому что питает её. А Ци согревая, «вселяет жизнь» в Кровь. Без Ци Кровь — просто инертная, бессильная жидкость, к тому же не знающая направления своего движения.

Теперь Кровь и Ци (философски и фактически) можно назвать глобальными системами. Как Инь и Ян в монаде, они — неразделимое Целое. В норме Целое должно всегда двигаться и с постоянной скоростью, а обе половины, обладая несколько разными функциями, — работать синергично. Из этого следует, что истощение одной системы рано или поздно приведёт к оскудению другой. А в целом — к Недостатку вообще. В свою очередь, замедление движения (Застой) в одной из них спровоцирует патологическое накопление (Избыток) и в другой.

Патологии Крови

Если говорить исключительно о Крови, то её патологиями могут быть:

  • Недостаток Крови. Он выражается в тусклом, бледном, желтоватом цвете лица, головокружении, ухудшении памяти, замутнении зрения, умеренной тревоге, бессоннице, онемении конечностей с покалыванием, скудных менструациях или аменорее.
  • Застой Крови. Основными клиническими проявлениями являются тёмный цвет лица, фиолетового оттенка губы, ногти, другие части тела, колющая или ноющая всегда локальная боль, геморрой, варикоз, кровотечения с тёмной, густой кровью, болезненные менструации с тёмными крупными сгустками.
  • Жар Крови. Это чувство жара в теле, язвы в полости рта, болезненные кожные высыпания с зудом, покраснением и местным жаром, жажда, беспокойство, бессонница, обильные кровотечения красной кровью.
  • Потеря Крови. Все виды кровотечений как внешних, так и внутренних, скрытных или явных, меноррагия.

В формировании этих патологий участвуют комбинации многих органов и состояний.

Женская менструальная Кровь

 В китайских трактатах сказано, что у женщин два (!) вида Крови. Чтобы это понять, нужно совместить современные представления о менструальной крови с традиционными китайскими. Для этого потребуется расшифровка части монолитного китайского ребуса из перетекающих друг в друга и расположенных в условной последовательности трёх пунктов:

  1. Единство Ци и Воды;
  2. Взаимоотношения Воды и Огня;
  3. Менструальная Кровь — это Вода.

Для объяснения первого пункта используем обширные и сложные рассуждения Чжан Цзе-биня из его трактата «Лэй цзин» («Канон категорий», 1624 г.): «Тайна объединения воедино Инь и Ян может быть постигнута при наблюдении [взаимоотношений] Ци и Воды. Ведь Ци представляет собой Ян, контролирующий движение вверх. А Вода — это Инь, руководящая движением вниз.

Однако внутри Воды всегда сохраняется Ци. Следовательно, Вода переходит в Ци. [В свою очередь] внутри Ци всегда сохраняется стихия Воды, значит, Ци [может] превращаться в Воду. И хотя движения вверх-вниз описываются с помощью субстанций Инь и Ян, тем не менее Ци и Вода в реальности являются однородными. Как это можно объяснить?

Давайте проследим, что же происходит с [простой] водой в котле, под которым разведён огонь и в него подкладывается хворост: через некоторое время вода высыхает. Однако это не вода становится сухой, а в момент пика развития огня в самой воде (выделение моё. — А.К.), она (вода) превращается в “дыхание” (одно из значений Ци. — А.К.), которое есть Ци. Таким образом, испаряется из котла.

Если же накрыть котёл крышкой, то та часть воды, которая превратилась в дыхание Ци, при контакте с металлом, оживает (т.е. восстанавливает себя). Однако это не вода кипит, а Ци превращается в воду и заставляет её двигаться. Так откуда же появиться Ци, если нет воды? И откуда же возьмётся вода, если нет Ци? Отсюда видно, что Ци и Вода представляют собой единое неделимое состояние».

Объяснение первого пункта плавно ведёт ко второму. Этому способствует цитата из «Сюэ чжэн лунь» («Рассуждений о синдромах Крови», 1889 г.) Тан Цзун-хая: «Вода трансформируется в Ци. Огонь трансформируется в Кровь. Трансформацию Огня в Кровь можно объяснить тем, что они одного цвета — красного[2]. Огонь располагается в Сердце, в котором он порождает Кровь [...] Огонь есть Ян, и он порождает Кровь, которая есть Инь»[3].

Данное высказывание созвучно с тем, что в некоторых философских трактатах указывается, что Огонь и Вода (ось, связывающая Верх с Низом) в теории Пяти элементов (когда их изображают в виде не звезды, а креста) являются «наиболее главными». Иначе говоря, образы Огня и Воды ярче других отображают рафинированную сущность Ян и Инь соответственно. Кстати говоря, для мужчин механизм взаимоотношений Верха с Низом тоже важен: он способствует выработке спермы.

По поводу третьего пункта можно сказать, что в китайских трактатах написано, что хотя Селезёнка производит всю Кровь, Печень депонирует всю Кровь, Сердце управляет всей Кровью, китайцы не считают менструальную кровь «Истинной Кровью»! Они называют её Тянь Гуй[4] — (Небесной Водой [Росой]), происходящей от Почек… К Тянь Гуй стоит относить и яйцеклетки. Также говорится, что Почки хранят всю жизненную эссенцию (кроветворную функцию, генетику и многое другое) и заведуют восприятием Ци.

Ориентируясь на строго научные знания, менструальную кровь правильнее называть «несвёртываемой менструальной жидкостью», потому что в неё помимо собственно крови входят слизистый секрет желёз влагалища, шейки матки и ткань эндометрия. Таким образом, заявление китайцев о том, что у женщин с определённого возраста присутствуют «два вида» Крови, небезосновательно.

Связь между почками, селезёнкой и печенью

Ещё раз обратим внимание на то, что связь между почками, селезёнкой и печенью очень тесная. Итак, почки контролируют красный костный мозг — важнейший орган кроветворной системы, занимающийся созданием новых клеток крови ещё до рождения.  Селезёнка выполняет роль гормональной регуляции костного мозга, иммунную и тоже кроветворную функции. Печень вместе с селезёнкой — это депо крови: они накапливают и сберегают её.

Помимо этого Почки являются одним из органов, ведающим водной средой организма, без которой не будет жизни вообще. Значит, они играют важную роль и в женском цикле жизнедеятельности. Ведь менструальная кровь — всё-таки жидкость, а значит, содержит водную составляющую.  

Используя китайскую логику, прокомментировать это можно так: «Если женщина порежет палец, то потечёт “обычная” кровь, хранящаяся в Печени. А менструальная Кровь, несмотря на кроваво-красный цвет, — это не Кровь, а превращённая особым образом Вода Почек. Этот вид Крови является результатом взаимодействия двух полярных “сил”: Инь Почек и Ян Сердца». Именно Ян Сердца формирует красный цвет всей Крови. Такие органы, как Печень и Селезёнка, только помогают создавать, накапливать и перемещать Кровь.

Женщины чаще всего страдают от Недостатка Крови вообще. Основным связующим звеном между обычной кровью и менструальной является Печень. Из этого следует, что нужно терапевтически устранять Недостаток Крови Печени. С точки зрения научной медицины она (печень) как основное депо крови тесно связана с кроветворной функцией костного мозга, который, как считает китайская медицина, подконтролен Почкам. Значит, на них и Селезёнку тоже нужно влиять. Нервы успокаивать, воздействуя на Сердце.

Кровь — важнейшая жидкость

В заключение можно сказать так. В китайском представлении космогенеза Всё произошло от Ци в широком смысле термина. С точки зрения геологии жизнь органических веществ на Земле началась с появлением воды.

Кровь для всех существ является важнейшей жидкостью. Взаимоотношения Инь с Ян (Воды Почек и Огня Сердца) необходимы для возникновения человечества (мужского сперматогенеза и женских менструальных циклов). Древние китайцы очень своеобразно связали Ци, Кровь, Воду с жизнедеятельностью женского организма. Используя такие, на наш взгляд, странные понятия и их взаимоотношения, им удаётся эффективно справляться с гинекологическими проблемами.

А специалисты Клиники Караулова умеют пользоваться всеми знаниями традиционной китайской медицины.

 

[1] Здесь и далее, если слово написано со строчной буквы, то это современный термин, если с прописной и курсивом, то он китайско-медицинский.

[2] Автор встречал несколько иное объяснение, хотя суть описываемой ситуации та же, как и в предыдущей цитате: «Вода [то, что имеет отношение к Почкам], сгущаясь, приобретает красный цвет и превращается в Кровь...». Это может быть аналогом китайского объяснения происхождения красного костного мозга.

[3] В этой цитате нет противоречий, потому что описывается вариант правила: «Рождение чего-то с определённым знаком из противоположного с другим знаком». Принцип рождения противоположного от противоположного широко используется в китайской философии (пример –монада) и медицине.

[4] Тянь — это Небо, а иероглиф «гуй» состоит из ключа — «раскоряченные ноги» и графемы — «небо», «природа».

 

Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.

Запишитесь на приём
Задаем вопрос и получаем скидку в 500 рублей