Шапка: «Надевать или не надевать?» – вот в чём вопрос

История создания и эволюция головного убора – это захватывающий процесс познания отношений человека как с себе подобными, так и с природой. Форма зависит от климата, вероисповедания, нравов, обычаев, эстетических воззрений, культурных и общественных условий. Узкопрактический (утилитарный) смысл ношения его даже не обсуждался, ведь всем и так было понятно: голова должна быть покрыта!

Скорее всего, первые головные уборы были сделаны из собственных волос, как те, что сейчас существуют у нуэров и лангов Южного Судана. Высота их достигает полуметра, а вес – нескольких килограммов.

С появлением ткани люди стали скреплять волосы лобной повязкой или платком, а бедуины Аравии соединили и то, и другое, придумав исключительно удобную в условиях пустыни куфию. В дальнейшем платок превратился в многослойный тюрбан, или чалму.

Для спасения от солнца появились шляпы с широкими полями. Первой стал греческий петасос, который, согласно легенде, изобрёл хитрый бог Гермес. От него произошли все стетсоны, сомбреро, панамы и другие шляпы Старого и Нового Света. Азия изобрела другой фасон – маленькую шапочку, закрывающую лишь темя – тюбетейку и кипу.

Когда и кто первым надел тёплый головной убор – неизвестно, но с началом ледникового периода людям, избравшим местом жительства север, точно понабились изделия, покрывающие голову, для защиты уже от холода, ветра, снега, дождя и т.д. Наряду с шубами и накидками появился и меховой капюшон.

Позже степные кочевники создали войлочный колпак с наушниками –прототип знаменитого монгольского малахая, русского треуха или шапки-ушанки.

Также головные уборы выполняли и другие задачи, например, удерживали собственные волосы, которые нельзя было остригать, поскольку считалось, что это источник силы (у мужчин) и плодородия (у женщин). Отросшие волосы мешали видеть, есть и работать, а порой и угрожали жизни, как это случилось с библейским Авессаломом (когда он убегал от погони, его волосы запутались в ветвях дерева). По этой причине их начали стягивать в узел, заплетать в косы, склеивать в причудливые причёски.

По другому пути шло развитие головных уборов в Древнем Египте, где шапки делались из волос, но только чужих. Все свободные египтяне и египтянки, кроме рабов, брили головы, а из отходов делали парики, которые на ночь снимали – гигиенично для жаркого климата и удобно. Жрецы париков не носили, а фараон вместо него надевал клафт – бело-голубой полосатый платок – символ власти. Была у него и настоящая корона, сделанная из тыквы-горлянки, предтеча всех последующих корон, венцов и тиар. Во все века их старались делать более дорогими и громоздкими, короли и особенно королевы порой буквально теряли сознание от тяжести этих драгоценных «шапок». Так случилось с королевой Викторией, когда ей во время коронации в 1838 году водрузили на голову золотую корону весом семь килограммов. Кстати, русская шапка Мономаха, изготовленная в XV веке, весит всего 993,66 грамма, хотя её украшают 44 драгоценных камня1 и соболья опушка.

Кто изобрёл головные уборы, определяющие место их носителя в табели о рангах – шумеры, египтяне, китайцы или какие-то другие древние народы –неизвестно. Но например, в древнем китайском национальном костюме головной убор являлся важнейшим символом, указывающим на личностный и социальный статус человека. Основными его разновидностями были гуань (высокий головной убор, который носили император и чиновники высшего ранга при исполнении обязанностей), мао (облегающая голову шапочка – повседневный головной убор чиновника), цзинь (повязка, платок для простолюдинов).

Гуань имел зауженную форму и надевался на самую макушку. Для его фиксации и удержания под ним волос использовалась повязка цзецзе. Если кто-то пришёл в дом чиновника (даже сосед, например, за солью), то его нужно было встречать обязательно в шапке.

Несовершеннолетние юноши носили металлические колпачки. У знатных юношей они могли быть из золота и украшены драгоценными камнями. В некоторых торжественных случаях мужчины надевали головные уборы похожие на крыши пагод. В навершье шапки вставлялся шарик, цвет которого означал ранг носителя. Нечиновный люд носил чёрные полусферические шапочки, состоящие из околыша и шести клиньев с пуговкой на макушке.

В Средние века простой народ носил шапки из тростника, стеблей других растений, войлока. Бедняки, естественно, не могли носить гуань – они наматывали на голову повязку – цзинь. Когда-то это был просто кусок ткани для вытирания пота.

Для индейцев Северной Америки венок из перьев символизировал военные подвиги (не обязательно личные), отражал статус владельца и был обязательным атрибутом религиозных обрядов и танцев. Некоторые вожди верили, что он спасает от стрел и пуль, но в войнах с бледнолицыми они быстро убедились, что это не так.

У некоторых племён орлиные перья заменялись рогами бизона, а у семинолов Флориды – шапкой из кожи крокодила. В Африке вожди украшали голову ермолкой из шкуры леопарда, на Гавайях – шапкой из перышек красного кардинала, в Новой Гвинее – перьями райской птицы.

Были и менее эстетичные головные уборы. Воины разных народов носили маски, сделанные из снятой с головы кожи или черепа убитого животного, от которых, по преданиям, они вели свой род (например, волка, медведя или льва). Тем самым воины не только обеспечивали себе связь с предками, но и запугивали врагов оскаленными мордами хищников. В дальнейшем изображения этих животных начали делать из металла, дополнительно защищая голову от удара. Так появился шлем, превратившийся позже в солдатскую каску, – ещё один головной убор, востребованный, к сожалению, и в наше время.

В Древней Греции рабам не положено было носить шапок, а освобождённые рабы носили фригийский колпак. Богиня Афина, надев шапку Аида, становилась невидимой. Шапка-невидимка – символ превосходства.

В средневековой Европе головной убор всегда был знаком занимаемого положения, власти, могущества, мудрости, глупости (шутовской колпак). Пёстрые варианты символизировали сверхъестественные силы и мудрость колдунов или волшебников. Чем выше шляпа или колпак, тем выше статус. В то же время шляпа могла символизировать простоту, если её носил молодой человек, и мудрость – если пожилой. Мужская шляпа на ребёнке или женщине – символ диспропорции, честолюбия и фальши, сомнений или проблем в сексуальных отношениях.

Она может быть метафорой завершения какой-либо сделки («дело в шляпе»). Так как головной убор всегда привлекал внимание и создавал определённый образ поведения, то становится понятным смысл выражения «на воре и шапка горит». Широкополая «мушкетёрская» её разновидность хорошо спасала от солнца, непогоды и нечистот, которые могли неожиданно вылить на голову прохожего из окна, ведь канализации в образованной Европе тогда ещё не было.

Поскольку шляпа покрывала голову, то иногда она ассоциировалась с мыслью. Отсюда пошло выражение «сменить шляпу – значит изменить образ мыслей».

Поколения советских людей запомнили вождя революции в пролетарской кепке. Но она появилась у Ильича далеко не сразу. В молодости он, респектабельный юрист, носил котелок (даже в жару), например, во время отдыха на острове Капри, меховую шапку в ссылке и к ужасу рабочего класса – «буржуйский» цилиндр. Кепку он приобрёл по совету Зиновьева в стокгольмском универмаге для грядущего сближения с народом. Это случилось весной 1917 года перед возвращением в Россию. В ней же он выступал с броневика. С тех пор этот головной убор намертво прирос к ленинской голове.

В настоящее время шапка практически растеряла весь свой символизм (кроме военнослужащих, полиции, иже с ними и представителей субкультур, где головной убор, одежда, причёска, макияж по-прежнему несут визуальную отличительную особенность). Но шапка продолжает предлагать одевшему тепло, комфорт и красоту. Это интересный аксессуар, а способ ношения может изменить не только внешний вид, но иногда и всю жизнь. Психологи утверждают, что отказ от головного убора может быть продиктован нежеланием что-либо менять.

Перед современной молодёжью остро стоит вопрос: «Надевать или не надевать?!». Если не носить, а иммунитет ослаблен, то будут хронические бронхолёгочные или сердечно-сосудистые заболевания, даже при плюсовой температуре.

+5°С – это комфортная температура только для жителей Крайнего Севера, Швеции, Норвегии, Исландии, Финляндии. Но несмотря на свою закалённость, они предпочитают носить соответствующую погоде одежду и головные уборы поскольку лучше многих знакомы с коварством ветра. Например, в Виннипеге – не самом отсталом, но самом холодном городе Канады – даже молодёжь знает, что в ветренном и сыром местном климате можно защитить тело только с помощью многослойной (заметьте — непродуваемой!) одежды и шапки. Некоторые для защиты глаз даже носят лыжные очки, а всего лица — «балаклавы».

Для подростка любой национальности не носить шапку – значит быть взрослым. Это вызов старшему поколению – я всё могу – даже на зло всем отморозить уши. А если родители сами не носят шапок, то детям не с кого брать пример. Отношение к шапке, особенно в холодных и сырых странах, может изменить приобретённые без её ношения отит, ринит или гайморит. К сожалению, заболевших видят только родственники и врачи, а не друзья и поклонники.

Как вы думаете, почему в «Игре Престолов» за стеной зиму пережил только Коурен Полурукий? Потому что он единственный догадался надеть шапку. Однажды журналисты The New York Times спросили Кита Харингтона, который играл роль Джона Сноу, почему все герои сериала наступившей зимой не носят шапки? Актёр ответил, что он очень страдал от холода, ветра и просил дать ему шапку во время съемок в Исландии. Но режиссёры предъявили три причины для отказа:

1. шапки будут мешать актёрам выкладываться на все 100% (?);
2. может возникнуть путаница персонажей;
3. головные уборы частенько съезжают на глаза.

Представьте: летит белокурая Дейнерис на драконе, а у неё ветром сносит шапку! Это уже комедия, а не драма, и развевающихся волос не будет видно.

К сожалению, создатели фильма плохо знают историю человечества (пусть даже фантазийную), где явно прослеживается связь головного убора со статусом человека. Помимо этого, отсутствие головного убора – это верх безрассудства или знак того, что ты – раб.

Молодёжь же автоматически начинает копировать поведение полюбившихся, особенно «крутых», героев фильмов, которым всё нипочём. Но в реальной, некиношной жизни действуют другие правила и законы.

Со мной можно спорить по любому поводу, но с ветром – нет. Считаю, что повязка на голову и «ушки» – это не шапки, а только её видимость. Здесь разговор ведётся не о моде, а о целесообразности и полноценной защите. В таком случае частичным вариантом замены может стать капюшон.

Несмотря на то, что девушки, женщины считают шапки уродливым изобретением человечества, им тоже рекомендуется носить шапку. Может быть они просто не встретили в бутиках подходящие вещи?

Если на голову воздействует холод, а тело находится в тепле (как часто бывает – без шапки, но в шубе), общая температура тела падает намного быстрее, чем может себе представить большинство людей. Одна из причин этого явления состоит в том, что в коже головы очень много кровеносных сосудов, и все они находятся очень близко к поверхности кожи (поэтому любой порез на голове приводит к обильному кровотечению). Для того чтобы с этим разобраться, приведу один пример.

Учёные проводили эксперимент для определения скорости замерзания человека в условиях холода. Добровольцев, обвешанных датчиками, погружали в воду температурой +17°С на разное время (до 45 минут) и в разной экипировке с высунутой головой и с погружённой. После ряда проб выяснили, что если в холодный день вы надели тёплую одежду, но забыли натянуть шапку, воздух будет охлаждать кровь, когда она течёт по сосудам кожи головы. Затем уже остуженная возвращается в туловище, распространяя холод по нему. При воздействии низкой температуры (жаль, что экспериментаторы не додумались обдувать своих подопечных, тогда температура открытого участка падала бы ещё быстрее) сужаются сосуды кожи головы, нарушается её кровоснабжение, что может вызвать головную боль, а сухость (из-за недостатка местного кровообращения) покровов может спровоцировать истончение или выпадение волос. Поэтому женщинам нужно решить, что для них важнее: непримятая причёска, заболевание или облысение.

Любопытно, но люди не дрожат, когда холоду подвергается только их голова. И это плохо, потому что если появилась дрожь, то человек хотя бы сможет осознать, что он замёрз. А поскольку дрожь замедляет процесс охлаждения тела, так как она (дрожь) — это короткоамплитудное сокращение мышц, значит, процесс кое-какого согревания. отсутствие дрожи гарантирует вам, что вы замёрзнете намного быстрее, чем с покрытой головой.

Современное русское наблюдение/анекдот: «Зрелость – это когда в мороз без шапки чувствуешь себя не крутым, а #удаком».

Малышей не нужно кутать вообще. Это касается тёплых или меховых головных уборов в том числе. Теплообмен ребёнка отличается от взрослого тем, что у последнего он происходит через кожу, а у малыша – с помощью лёгких, то есть дыхания. Ему больше нужен свежий воздух (и чем младше, тем более нуждаются), чем тёплая одежда потому, что дети и так содержат достаточное количество тепла. Для них опасней вспотеть от перегрева, чем замёрзнуть. Если ребёнок вспотел, то неважно сколько одежды на нём – он всё равно простынет, поскольку по законам китайской медицины в открытые поры особенно с потом легко проникает Наружный Ветер2 (индуктор многих и не только простудных проблем), нанося дополнительные «раны» коже. Динамичность и сила Ветра позволяет «затащить» за собой инертные Сырость и Холод. Легче всего Ветру проникать через каналы, начинающиеся на голове. На шее есть даже специальные точки, через которые он может проникнуть. А значит, шарф тоже пригодится.

Недаром разработчики современной спортивной одежды и обуви изо всех сил стремятся создавать материалы, которые, не намокая, отводят пот, потому что самое опасное природное явление – это ветер. На мой взгляд, потом идёт сырость и самым последним – холод.

Попав под кожу и в мышцы, Ветер, Сырость и Холод начинают двигаться каждый своим путём и скоростью, стремясь попасть в «свои» органы, попутно нанося повреждения уже внутри тела.

На фото из публикации, побудившей меня к написанию данной статьи (https://mel.fm/blog/anastasiya-mironova/78624-pochemu-boyazn-skvoznyakov--nasha-natsionalnaya-cherta-a-v-yevrope-deti-khodyat-bez-shapki) , видно что оно сделано в тёплое время года, когда после холодов человек, нежась под солнцем, теряет бдительность. Холодный ветерок (особенно продолжительный) в жару не менее опасен всем, включая ребёнка. Но у него защитные силы могут быть пока не так изношены, как у пожившего взрослого.

Сквозняк опасен отитами, головными болями, невралгиями, например, лицевого нерва, поскольку голова просто напичкана нервами и сосудами. Большое количество материала (начиная с начала ХХ века) на тему воздействия сквозного ветра опровергает мнение, что только русские его боятся. Нежелание сталкиваться с ветром характерно для многих народов. Например, у хорватов боязнь сквозняков – притча во языцех. Но не все публично жалуются, потому что хотят быть героями, смело подставляющими лицо любым невзгодам.

Очень боятся сквозняков животные. Им грозят лимфаденит, конъюнктивит, ринит, фарингит, трахеит, бронхит, отит, цистит. Если человек упорно неправильно одевается и не носит шапку, то он смело может примерить эти заболевания на себя.

В выражении «Держать голову в холоде, а ноги в тепле» имеется двоякий смысл:

1. не перегретая голова лучше думает. При психических или психотических расстройствах (шизофрения, сумасшествие и т.д.) всегда присутствует перегрев мозга.
2. быть трезвым и рассудительным, то есть с «холодной» головой.

В заключение добавлю: конечно, котелки вместе с дамскими шляпками уже вышли из употребления. Современная мода сделала необязательным ношение изящного головного убора, ведь для защиты от дождя, ветра и холода годится и вязаная шапочка, которую, сняв, можно положить в карман. Тяжеловесный шик старинных шляп и шапок остался достоянием музеев, театров и свадеб – тех мест и событий, где человек ощущает связь с традицией и вспоминает о временах, когда о положении в обществе говорило перо страуса на лихо заломленном берете, а не кредитная карта American Express в кармане.

Берегите себя – носите головные уборы!


1 Если жемчуг считать драгоценным камнем
Если слово написано со строчной буквы, то это общепринятое понятие. Если с прописной, то это китайско-медицинский термин.

Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.

Запишитесь на приём